Город Заславль - самый примечательный спутник Минска

Обновлено:

Уважаемые читатели, сегодня я отступлю от темы описания города, в котором проживаю. Но это никак не будет моей ошибкой по нескольким причинам.

Во-первых, с этим городом, про который я буду говорить, меня связывает тесная производственная деятельность.

Так получилось, как только я перебрался в Минск, поскольку моя невеста ну никак не хотела переезжать на постоянное место жительство ко мне на Полесье, встал вопрос о моем трудоустройстве.

Обучаясь заочно, к этому времени уже на последних курсах, мне пришлось переквалифицироваться и сменить рабочую специальность газоэлектросварщика, кем я работал в родном городе на инженерную - мастера по строительству автомобильных дорог в одной из организаций, дислоцирующихся в Заславле. Кстати, в этом небольшом городке находилось несколько дорожно-строительных и эксплуатационных организаций различных подведомственных учреждений с которыми мне пришлось в свое время сотрудничать. Об этом я расскажу чуть ниже.

Отправляясь по утрам из Минска, как правило, в свободном вагоне электропоезда, на работу, мы, коллеги по работе, были в лучшем положении, поскольку нам не надо было стоять в переполненном транспорте, доставляющем людей в столицу из близлежащих населенных пунктов. При этом могли спокойно делиться впечатлениями, читать свежую прессу ( тогда это было модно), а зачастую разбирали производственные вопросы.

Далее, это во-вторых: будучи уже на заслуженном отдыхе, путь мой на дачный участок и по сей день пролегает, опять же, через Заславль. И почти в каждой поездке я не просто проезжаю по улицам хорошо знакомого городка, а посещаю магазины, рынки, культурные места, делюсь впечатлениями при встречи со знакомыми по совместной работе.

Города-спутники столицы

Эта тема для нашей республики не дань моде, а давно назревший вопрос децентрализации столицы.

На 1 января 2019 года в Минске проживало 1 млн. 992 тыс. 800 человек. Плотность населения нашей столицы при этом выше, чем в таких городах, как в Варшаве, Киеве, Берлине, Риге, Вильнюсе и ряде других.

Остановить эту нежелательную тенденцию и помогло бы развитие городов-спутников.

Поэтому в 2010 году была принята Государственная программа строительства крупных жилых районов для жителей Минска и переноса (выноса) из столицы в населенные пункты некоторых производственных объектов, утвержденная постановлением СМ Беларуси № 976.

Планировалось этой программой создать 9 городов-спутников и вывести до 2020 года 18 предприятий. Указом Президента № 214 “ О развитии городов-спутников”, вышедшем в 2014 году уточняется количество таких городов. Их осталось шесть: Дзержинск, Фаниполь, Смолевичи, Руденск, Заславль, Логойск.

В январе 2016-го утверждены генеральные планы городов- спутников. Реализация проектов предусматривается в два периода: до 2020 и до 2030 годов.

Что представляет собой в настоящий момент Заславль.

  • Жителей - 15 661, по состоянию на 2018 год.
  • Расстояние до столицы - 27 км.
  • Инфраструктура - имеются магазины, кафе, два супермаркета, рынки, поликлиника, больница, рестораны, гребной канал. Много памятников культуры и архитектуры.
  • Промышленность - строительные, жилищные и производственные предприятия “Заславльстройиндустрия”, ПМК-4, “Мальвина”, ф-л Гродненского мясокомбината, Заславская кондитерская фабрика. И как уже отмечал ряд предприятий дорожного строительства.
  • Сфера образования - 5 детских садов, 2 школы, гимназия, учреждения дополнительного образования.
  • Застройка представляет собой частный сектор и наличие многоэтажек, где-то 50 на 50. В 2010 г. сданы в эксплуатацию три новые высотки и один дом для очередников Минского района в 2016-м.
  • Как добраться: маршрутное такси - два раза в час, электропоезд, “городские линии” - тоже электропоезд, но современный, комфортабельный, следующий только до станции “Беларусь”, автобус с диспетчерской станции “Карастояновой”.

Мое знакомство с Заславлем

В городской поселок Заславль (именоваться городом он стал в 1985 году, в год своего тысячелетия) добрался впервые на электропоезде, сойдя на остановочном пункте “Беларусь”. Станция представляла собой деревянное здание, построенное в начале 20-ого столетия. Строение состояло из трех обособленных помещений под одной крышей. В одном, который побольше - был зал ожиданий и можно было купить билет, в другом - размещались кассиры, а в третьем - работники путей.

Отопление на ту пору было печное. И было уютно находиться в зале, ожидая прибытия поезда на Минск.

Уроженец Заславля

Железнодорожная станция “Беларусь”, ранее “Заславль”, знаменательна еще и тем, что на этом месте, в пристанционном поселке, в 1903 году родился Феодосий Шинклер, известный белоруский советский писатель.

Жизнь писателя была короткой. В октябре 1942 года при обороне Сталинграда он погиб.

Благодаря своему наследию ( очерки, рассказы, повести, пьесы, дневники, письма), Феодосий Шинклер может по праву называться певцом железной дороги. Этой теме он посвятил все свои произведения.

Азы дорожника

Пройдя несколько километров от станции, находим улицу Заводская,8, на которой и в настоящее время размещается административное здание и производственная база ДСПМК 93.

В конце 70-х годов прошлого века предприятие, находящееся в подчинении Минского Облмежколхозстроя, именовалось ДСПМК 163 и осуществляло, в первую очередь, строительство подъездов к существующим и строящимся объектам сельского хозяйства и их благоустройство. Данное предприятие, только уже как ЗАО, функционирует и в настоящее время.

40 лет назад

Мне же, уважаемые читатели, хочется поделится с вами некоторыми воспоминаниями накрепко зависшими в моей памяти.

Объекты, как вы могли догадаться, были на удалении по всей Минской области и время затраченное на дорогу значительно сокращало свое личное. А для меня студента-заочника это было актуально.

И вот руководство предприятия, а возглавлял ПМК Зыков Геннадий Иванович, в настоящее время ушедший от нас, пошло мне навстречу ... и отправило в командировку, в Воложинский район. Поскольку мы дороги строили на “бездорожье”, то о гостинице мечтать было нечего. Лучший вариант был - “постой” на квартире. Руководство расщедрилось и оплатило хозяйке квартиры не только за ночлег, но и за “стол”.

Квартира - сказано громко. Это был обычный деревенский дом послевоенной постройки с несколькими комнатами, в одной из которых я и гостевал. Все “удобства” находились на улице.

Таким образом, я мог после окончания рабочего дня заниматься выполнением контрольных заданий и курсовых работ. Очень помогло. На поездки время не тратил, что поесть и где взять пищу вопрос тоже не стоял. Домашнюю яичницу на сале, да наваристые щи, приготовленные в печи, по сей день вспоминаю с аппетитом и удовольствием.

И так бывало

В один из рабочих дней наш начальник провел производственное совещание на одном из объектов. Помнится, было это на сооружении автодороги Плебанцы - Кайково. Так вот, мастер, руководивший этим объектом, к сожалению совсем запамятовал, как его звать, при отсутствие автотранспорта смог устроить земляное полотно за несколько недель около полукилометра длиной! И это при наличии всего пару бульдозеров на базе ДТ-75. Как ему это удалось?

Такие подъезды проектировались на непахотных землях с вертикальным профилем “по огибающей” и небольшой высотой насыпи земполотна до 1 м.

Так вот, уважаемый наш коллега, от оси в противоположные стороны снял растительный слой на большее расстояние, чем в проекте (никаких подземных коммуникаций не имелось), а затем возвел бульдозерами вскрытым грунтом требуемое проектом земполотно.

Перед нашими глазами был почти готовый участок дороги.

С разбивкой в плане возвышалась уплотненная насыпь; откосы были укреплены растительным грунтом; полоса отвода спланирована и рекультивирована. Оставалось самое малость: насыпать песчаную подушку, устроить дорожную одежду из ПГС (песчано-гравийной смеси), и катись ... до самых коровников и свиноводческих комплексов.

Такими были “мои университеты”.

С благодарностью к коллегам

Сейчас, по прошествию прожитых и отработанных лет, я с благодарностью вспоминаю советы и подсказки главного инженера Владимира Бабича, начальника ПТО, к сожалению рано ушедшего Франца Мательского, прорабов Бориса Вендрова, Юрия Кожарского, бухгалтера Валентины Трубчик, ставшей впоследствии главным бухгалтером этой организации, и многих других.

Значительно позже, уже не работая в Заславле, мне приходилось несколько раз встречаться со “своей организацией”. В 2006-2008 годах мы вместе возводили жилой дом по улице Натуралистов в г. Минске. Они являлись генподрядчиками, а я осуществлял контроль качества в фирме заказчика; также встречались на объектах благоустройства железнодорожного вокзала и жилого микрорайона “Сухарево” города Минска.

Из Заславля никуда

Не скажу сейчас точно, что в ту пору повлияло на мое решение уйти из ДСПМК. Но имея уже к тому времени на руках диплом о высшем образовании инженера дорожника, я без лишних вопросов был зачислен в штат Дорожного ремонтно-строительного управления № 194 на должность мастера.

Отличительные функции

Особенностью данного управления, входящего в состав Минского облдорстроя, являлось то что нужно было не только обслуживать подчиненные автомобильные дороги, но и строить новые, выражаясь современным сленгом: ” два - в одном!”

Разумеется в организации были созданы две структуры, одна из которых занималась содержанием дорог, а другая - ремонтом и строительством.

Вот и припоминаю одну историю, которая имела место быть.

Начинал я свою трудовую деятельность по “горячей“ сетке, сварщиком, значит при ”наборе” стажа льготируемых работ мог претендовать на пенсию досрочно. Благо и первая инженерная должность, матер ДСПМК 163, соответствовала льготе.

В пенсионном отделе района по месту жительства, куда я обратился, убедившись, что 30-ти летний молодой человек, стоящий перед ними, не шутит на вопрос: “Возможно ли суммирование льготного стажа для получения пенсии рабочих и инженерных специальностей?” - ответили: ”Будет учитываться, если исполнение Ваших трудовых обязанностей происходило при строительстве новых домов, зданий, сооружений.”

Вот так, размышлял я выйдя из помещения пенсионного фонда, должность у меня мастер, организация - ремонтно-строительная. Надо сделать корректирующую запись в трудовой книжке.

Ладно, время терпит, подъеду в любой момент в отдел кадров к Анне Васильевне и все оформлю.

И как, подъехал?

Да какое там, уважаемый читатель. Лет через пять поменял профиль и место работы. И вопрос отпал сам собой.

Новые впечатления

А между тем новая организация встретила меня объектом “Обход г п Заславль”, близким к завершению.

Практически на всем протяжении дороги была возведено земляное полотно с устройством согласно проекту искусственных сооружений. В некоторых местах высота насыпи достигала 5-ти метров. На всем протяжении объекта была сосредоточена техника и работали люди. Устраивалось основание дорожной одежды под укладку асфальтобетонного покрытия. Устанавливались дорожные знаки, планировались и укреплялись откосы.

А вот звено рабочих с мастером Леонидом Разумовым устанавливает дорожный камень на кольцевой развязке.

Общее руководство работ осуществляли прораб Виктор Гапутина и Михаил Елисеев.

Мне были поручены работы по устройству дорожной одежды, точнее, как я уже отмечал, основания. Само асфальтобетонное покрытие чуть позже, уложит специализированная дорожная организация ДСУ 12, база которой размещалась здесь же, в Заславле.

На этом объекте я впервые познакомился и подружился на многие годы с молодыми, практически моими ровесниками, сотрудниками: Владимиром Гутько, Михаилом Елисеевым, Михаилом Казаченко, Валерием Куницким, Леонидом Разумовым.

Немного о ДСЗ (дробильно-сортировочном заводе)

В те времена, без преувеличений, градообразующим предприятием для Заславля считался ДСЗ (дробильно-сортировочный завод).

Сразу за местечком Захаричи, как подъезжать к Заславлю по дзержинской дороге с левой стороны находилось карьероуправление Минск Нерудпрома.

Здесь мы дорожники получали свой строительный материал: песок, ПГС (песчано-гравийную) подобранную, обогащенную смесь, щебень гравийный различных фракций. Произведенный на этом заводе строительный материал был востребован также многими строительными организациями Минска и области.

На этом заводе была столовая, куда мы порою наведывались находясь рядом.

Технология добычи не была столь сложной. Упомянутое предприятие производило вскрышные работы и разделив на соответствующие фракции поднятый пласт природных залежей реализовывало их. Отработанные карьеры заполнялись обратно песчанной “пульпой”, производилась их рекультивация и передавались для нужд города.

С правой стороны в настоящее время на месте таких разработок разместился поселок “Кладочки”, целый микрорайон города. Сюда проложен маршрут городского автобуса.

Когда мы работали, бытовало мнение, что полезных залежей в районе Заславля по данным геологоразведки лет на 50!

Но то ли время бежит быстро, или разведка ошиблась, а добыча перемещалась от Заславля в Векшицы, Петришки, Радошковичи и все дальше и дальше.

Мои воспоминания не могут обойти стороной и мой период возведения дороги, по титульному названию “Подъезд к деревне Крылово”.

Первая дорога

Эта дорога должна была соединить между собой уже существующие автодороги “Заславль - Дзержинск” и “Заславль - Кирши - Новое Поле” с целью облегчить и ускорить подвоз удобрений к сельскохозяйственным полям и вывоз с полей опять же сельскохозяйственной продукции.

Наша работа с прорабом Владимиром Гутько началась буквально с выноса в натуру границ отвода в местах лесо угодий и организации вырубки.

Этот объект ни день не заставлял меня скучать. В небольшом по протяженности, длиной около 4,5 км, было столько новых для меня инженерных решений:

  • как уже упоминал, “вынос в натуру” высотных координат координат и устройство разбивки в плане
  • снятие растительного грунта
  • разработка грунта в выемках и устройство насыпей
  • выторфовка с заменой грунта в местах требуемых проектом
  • устройство искусственных сооружений, дорожной одежды и обстановки пути
  • и ряд других работ.

Вспоминается один веселый эпизод.

Почти к примыканию автодороги “Заславль - Дзержинск” на устраиваемой трассе был небольшой участок, где производилась выторфовка (снятие торфяного слоя) с заменой на песчаный с последующей укладкой железобетонных водопропускных труб большого диаметра.

Мастер Марьян, работающий со мной на строительстве этого объекта, спустился в разработанный котлован для проверки объемов работ. Грунт был перенасыщен водой и, оказавшись в котловане, Марьян не смог сделать ни шагу.

Экскаваторщик Писарчик, если моя память не подводит, сидя в кабине своего экскаватора-драглайна, говорит Марьяну: ”Если мне за этот месяц десятка в день будет - вытащу!“

Что оставалось делать? Пришлось соглашаться. Ухватившись за трос, бедолага в одно мгновение оказался на сухом месте, правда без сапог! Сапоги Михаил, так звали машиниста, зачерпнув ковшом доставил хозяину следом.

Чем вам не рыночные отношения?

Некоторые особенности

Смех смехом, а долго раскачиваться со строительством этого сквозного проезда заказчики не позволили, поскольку кроме своего официального назначения, подъезд к деревне Крылово являлся подъездом и к дачам Совета Министров и ЦК КПБ. Съезд к домикам ЦК КПБ после определенных событий закрыли.

Во время нашей работы по устройстве автодороги на территории пансионата строители соорудили искусственное озеро и запустили мальков. Я и говорю Владимиру Гутько, заядлому рыбаку, мол скоро отменную рыбу ловить сможем. Не смогли. Буквально на следующий день после моих слов на возведенном водоеме был организован пост водной милиции.

Наши взаимоотношения

Время как обычно летело быстро. Были и другие интересные объекты.

Навсегда останутся приятные воспоминания о совместном сотрудничестве и работе с вышеупомянутыми сотрудниками, а также благодарен за подсказки и учебу главному инженеру Леониду Шило, бессменному начальнику ПТО Николаю Старинко, супругам Мороз, главному бухгалтеру Нине Ясель, инженерам Алле Володько, Марии Гапутиной, Раисе Гутниковой, Галине Желтиковой,Нине Шиловой,супругам Позняк, Любови Филимоновой, Нине Тимоховой, Анне Никитенко, начальнику строительной базы Филарету Швецу, прорабам и мастерам Петру Миснику, Александру Лабынько, Василию Слободнику, Виктору Тарасу, Леониду Жихареву, Виктору Беляеву, Саше Фарберову, Марику Шульману, Борису Ткаченко.

Мы строители всегда были готовы помочь нашим коллегам в содержании дорог Ивану Антоновичу Бураку, Николаю Козловскому, Пашкевичу.

Вместе с тем тяжело представлять, что при всем желании, уже никогда не сможешь увидеться с ушедшими от нас навсегда Константином Пистоленко, Леонидом Вольфсоном, Виктором Гапутиным, Владимиром Гутько, Михаилом Казаченко, Леонидом Разумовым.

Заславль исторический

Брался “ за перо” с мыслью и желанием побольше вспомнить о старинных памятниках. Да и давнишний друг Миша Елисеев, подглядев однажды, что я с ноутбуком “играю”, посоветовал - “ ты про Рагнеду не забудь, напиши”.

А история, вот она! Как только слез с электрички и начинается. Помните, уважаемые читатели, что на месте современной станции

находилось станционное строение начала 20-ого века.

А буквально напротив, через путя, подворье с мельницей, именуемое “Дом завозчика”

В этом доме могли отдохнуть и поесть крестьяне, привозившие на помол зерно. Ожидая, пока мельник смелет им зерно, они могли скоротать время, при необходимости спрятаться от непогоды. Расчет в прежние времена был натурой.

Если задумаешь попасть в город через Дахновку, то на подъезде к населенному пункту откроется величественная панорама, сверкая золотыми крестами, упреждая многоэтажные здания микрорайона, слева виден Костел рождества Святой девы Марии.

Повернув голову правее, увидим башню Спасо-Преображенской церкви

Церковь в центре городища под названием “Вал”, поскольку древняя крепость, находящаяся на этом месте, не сохранилось. Сама крепость находилась на насыпных земляных валах, представляющее собой укрепление. О ней напоминают отдельные фрагменты кирпичной постройки с южной стороны - бромы, высотой до 3-х метров и длиной до 25 метров. Толщина кирпичных стен составляла несколько метров. Основные разрушения крепость получила во время 13-ти летней войны в 1645-1658 г г.

Сама церковь представляет кальвинистский собор, основанный в 1577 году. Не имеет пышных украшений. Но что эта постройка относится к эпохе ренессанса подсказывают полукруглые окна.

Ныне действующая церковь находится на улице Замковой и пару лет назад перед великоднем мы с женой осветили праздничные куличи и яйца. Живя на даче, не надо было добираться в Минск.

Костел строился в период 1718-1772 гг. Наружной отделкой руководил итальянский архитектор Джаванни Батист Спампани. Сохранилось также имя автора внутренней отделки. Это Антоний Смуглевич. Найти котел и совершить церковный обряд можно на Комсомольской улице.

В историческом центре города установлен памятник Изяславу.

Скульптура уже взрослого Изяславля, который правил городом по некоторым источникам до начала 11-го века, появилась в сентябре 2014 года.

У Дома культуры на улицы Советской 93/2 располагается еще один памятник главным героям нашей истории: княжне Рогнеде и ее сыну Изяславу.

Скульптор Артемович в своем произведении изображает юного князя, который защищает свою мать от разъяренного отца.

Снимок, уважаемые читатели, я разместил в тизере.

Что это за история, передаваемая сказаниями, ведь в письменных источниках город упоминается только в 1227 году, пусть останется на совести предков.

В тоже время, у меня в голове как то не сочетается: великолепный князь объединивший многие народы и насильник, прилюдно взявший непокорную Рогнеду в жены.

Выводы

Вот таковы мои впечатления от посещения города-спутника Заславль. При чем вполне понимаю, что не все еще посмотрел, не везде побывал.

Небольшой уютный городок, на чьи водоемы в жаркие летние дни выезжают сотни минчан, где в лесных массивах осенью с удовольствием собираешь грибы.

Но отчего тогда какая-то неудовлетворенность?

В первую очередь, пожалуй, что не выполняются взятые обязательства. Принимаются постановления Совета Министров, готовятся на подпись Декреты и Указы, разрабатываются перспективные планы развития, но денег не находится даже развитие инженерных сетей.

2020-ый год пришел, скоро и 2030-ый. Успеем?

В наше время, почему-то было за правило, доведенные задания выполнять.

Завершая свой экскурс, искренне благодарю вас, уважаемые читатели, за посещения моего блога, за солидарность и конструктивную критику.

Всех вам благ.

До скорой встречи.

С уважением, Владимир Смирнов.

Понравилась статья? Поделись!

2 комментария

  • Аватар комментатора Елена Горобченко Елена Горобченко
    Володя, благодарю за столь богатую фотографиями, сведениями, а также твоими воспоминаниями статью.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Владимир Смирнов Владимир Смирнов

      Рад стараться! Как то непроизвольно получается, как-будто вчера было.

      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение